Шпилька. Тонкий и высокий каблук на изящной женской ножке, который сводит с ума большинство мужчин. Неотъемлемый атрибут современной, уверенной в себе женщины. И у него, конечно же, многовековая история.

Сами по себе каблуки появились вместе с первыми развитыми цивилизациями. Например, в древней Греции, актеры носили на сцене высоченные платформы, чтобы исполнителя было лучше видно. Также высокие каблуки носили крестьяне Древнего Египта и Китая – такая обувь снижала вероятность укуса змей и позволяла не тонуть в грязи и рыхлой земле. На высокой платформе передвигались и куртизанки. Это возвышало жриц любви над толпой, чтобы их было лучше видно возможным клиентам.

Но история шпильки, как самого интригующего женского атрибута, берет свое начало во дворце Людовика XIV, невысокого «короля-солнца», который не признавал каблуки ниже десяти сантиметров. Ношение высоких каблуков сразу стало мужской модой при дворах всех европейских государств, и короли тут же установили правила для высокой обуви. Никто не мог быть выше короля, а барон не мог быть выше маркиза. Рост дворянина определял его статус при дворе. Первой женщиной, вставшей на шпильки, была Екатерина Медичи, которая испытывала неловкость от своей незначительности рядом со статным и очень высоким Георгом II, и заказала себе высокую обувь на манер кавалерийских сапог. Начиная с этого момента, женщины захватили лидирующие позиции по высоте каблуков.

К 1680 году мода на высокие каблуки приобрела размах настоящей эпидемии и самую уродливую форму в своей истории. Каблуки достигли уровня в 60 сантиметров! Дамы высшего света могли передвигаться на них, только опираясь на трости и костыли. Не отставали от них и мужчины, поэтому вся знать при дворе стала напоминать собрание калек и инвалидов. Конец этому положил Людовик XV, а первая из его фавориток, Маркиза де Помпадур оказалась законодательницей моды именно на изящные туфельки. При ней начали делать туфли на правую и левую ногу, а не «как хочешь, так и разнашивай».

Не оставался в стороне от всеобщей эпидемии на высокую обувь и Леонардо да Винчи. Но его разработкам в области анатомически удобной подошвы для высоких каблуков пришлось ждать своего времени почти три столетия.

Была в истории шпильки и черная полоса. Во времена европейских революций за ношение такой обуви, как за принадлежность к высокому сословию, легко можно было оказаться на виселице или гильотине. Кровавая история безкаблучья завершилась, когда на трон Франции взошел Наполеон Бонапарт. Он вернул корсеты и кринолины, однако при дворе каблуки были все-таки запрещены. Быть выше низкорослого императора считалось дурным тоном, но за них хотя бы перестали лишать жизни.

Второе рождение мода на каблуки обрела в 1814 году. И вернула ее русская армия, которая захватила Париж. Русские офицеры показали Парижу, как должна выглядеть современная привлекательная женщина. С тех пор мода на женские шпильки не проходила никогда. А Сальваторе Феррагамо в пятидесятые годы XX века, смог создать головокружительную шпильку выше 10 сантиметров, вставив внутрь нее металлический стержень. Шпилька покорила мир, поэтому каждая настоящая женщина на ней ощущает себя как минимум Мэрилин Монро или Софи Лорен.